ГЛАВНОЕ ЗЕРКАЛО ТЕЛЕСКОПА-РЕФЛЕКТОРА

 

ШЛИФОВКА

 

Получив нужное углубление, мы должны сгладить матовость на поверхности зеркала. Это делается с помощью более мелких абразивов. Шлифовальник полного размера располагается на тумбе или шпинделе машины, а зеркало наверху. Можно отшлифовать зеркало шлифовальником меньшего, чем зеркало, диаметра, но не следует брать его меньше 70—80 % от диаметра зеркала. Меньший шлифовальник располагается наверху зеркала.

После обдирки кольцом в центре зеркала возможно образование ямы. Поэтому шлифовальником меньшего, чем зеркало, диаметра нужно шлифовать эллиптическим штрихом, а на машине смещать поводок с таким расчетом, чтобы шлифовка шла по хорде, и центр шлифовальника проходил над "краем" ямы. Иначе говоря, его нужно сместить к краю приблизительно на 30 % радиуса заготовки зеркала. Полным шлифовальником можно шлифовать обычным образом без опасений, что яма углубится. Довольно скоро зеркало станет практически сферическим. Впрочем, нужно постоянно осматривать всю поверхность, как это рассказывается ниже, чтобы, заметив неоднородный мат, решить, где шлифовальник еще не пришел в контакт с зеркалом.

Если шлифовка ведется на металлическом или стеклянном шлифовальнике, то нужно перейти на более мелкий абразив. В нашем случае на № 12—8. Если же применяется шлифовальник, покрытый эпоксидной смолой или плексигласовыми пластинками, то нужно продолжить шлифовку абразивом № 25—20, так как пластмасса существенно мягче стекла, и матовость получается примерно вдвое мельче, чем на металлическом или стеклянном шлифовальниках.

Убедившись в том, что вся поверхность хорошо прошлифована, переходим к следующему номеру абразива. Нужно стремиться придерживаться уменьшения в 1,4—2 раза. Более крутая “лестница” нежелательна. Конечно, и в этом случае можно хорошо прошлифовать поверхность, но времени на это уйдет в несколько раз больше. При обработке электрокорундом и умеренном давлении переход на новый номер, меньший в 1,4 раза, потребует около 30 минут. Если следующий абразив в 2 раза мельче предыдущего, то на каждую стадию потребуется не менее часа.

Шлифпорошки № 25, 12, 6 наносят на шлифовальник чайной ложкой. Микропорошки М28, М20 и т. п. наносят иначе. Микропорошок насыпают в мягкую пластмассовую бутылочку с завинчивающейся крышкой, наливают кипяченой воды и, взболтав абразивную суспензию, дают ей отстояться и сливают излишек воды. В крышке толстой иглой делают отверстие диаметром 1 мм. Еще лучше, если крышка снабжена трубочкой, как, например, у бутылочек для бензина к зажигалкам.

Взболтав абразивную суспензию, наклоняют бутылочку отверстием вниз и, нажимая на стенки, выдавливают струйкой суспензию на шлифовальник. Взбалтывать нужно не до дна, так как там могут быть случайные крупные зерна.

Абразив можно подмазывать щетинной кистью. На ручку кисти надевается широкий картонный кружок, который прикрывает горлышко банки и предохраняет абразивную суспензию от пыли. Кроме того, он не дает кисти опускаться до дна банки, где могут быть крупные зерна.

Как часто надо наносить новые порции абразива? Чем мельче абразив, тем делать это нужно реже. Абразивы М28-М20 наносятся через 4—6 минут, М14—М10 — через 10-15 минут. Перед нанесением новой порции не нужно снимать, зеркало со шлифовальника и протирать его. Слишком частое протирание приводит к попаданию на шлифовальник посторонних частиц, а это грозит появлением царапин. Лучше три-четыре порции абразива наносить без удаления шлама. Только после этого и зеркало и шлифовальник следует промывать под струей воды из крана. Не давая им просохнуть наносят новую порцию абразива и продолжают работу.

Особое внимание нужно обратить на то что шлифовка должна идти по всем направлениям. Для этого нужно равномерно обходить вокруг тумбы и одновременно вращать зеркало в противоположную сторону примерно с той же скоростью. То же относится и к работе на поворотном столике. Это важно потому, что шлифовка вдоль одного азимута почти наверняка приведет к образованию тороидальной поверхности вместо сферической. Она, образно говоря, будет напоминать корыто, а это повлечет за собой астигматические изображения.

При обработке на машине находящееся сверху шлифовальника зеркало увлекается им во вращательное движение в том же направлении, но приблизительно вдвое медленнее.

 

Рис. 36. Часто встречающиеся ошибки при обработке стеклянным или пластмассовым шлифовальником: а - завал края, б - подвернутый край

Этого достаточно, чтобы не беспокоиться об астигматизме. Поводок машины и планшайба не должны мешать свободному вращению зеркала в любом направлении.

Считается нормальным штрих длиной 1/3 диаметра зеркала; сдвигать его можно как в одну сторону, так и в обе. Штрихи длиннее 1/3 диаметра приведут к завалу на краю и яме в центре (увеличению радиуса кривизны на краю и сокращению в центральной зоне) (рис. 36). Штрихи короче 1/4 диаметра приводят к появлению зональных ошибок, а также подвергнутого края, когда в центре кривизна меньше, чем на краю (рис. 36, б).

Не нужно стремиться делать штрихи строго одинаковой длины. Останавливаясь всегда на одном и том же месте, край шлифовальника может “нашлифовать” зональную ошибку. Особенно это важно при машинной шлифовке. Чтобы этого избежать, каждые 10—-15 мин нужно несколько менять размах поводка и смещать его так, чтобы шлифовка время от времени слегка (на 1—2 см) смещалась с центрального штриха.

Для того чтобы проверить зеркало на предмет зональных ошибок, завала или подвернутого края, мокрым крокусом на кончике пальца проведем крест-накрест два диаметра по поверхности зеркала. Пока крокус мокрый, осторожно уложим зеркало на сухой шлифовальник и осторожно прижмем (не сдвигая!) их друг к другу, Там, где контакт хорошнй, крокус будет выдавлен на зоны — туда, где образовались зазоры между шлифовальником и зеркалом. Это сразу укажет на наличие зональных ошибок. При завале края крокус соберется в центре и на краю, а при подвернутом крае на средних зонах.

Если обнаружен завал края, укоротим штрих до 1/4—1/5 диаметра, если подвернутый край — увеличим штрих до 2/5 диаметра.

При ручной шлифовке нужно делать все штрихи плавно без рывков, а число штрихов не должно превышать двух в секунду на зеркале диаметром 150 мм. При больших диаметрах шлифовать нужно еще медленнее.

Во время машинной обработки надо внимательно следить за влажностью шлифовальника и зеркала. На машине из-за более интенсивной работы они высыхают быстрее. Высохший абразив может стать причиной царапин. Для того чтобы абразив легче распределялся по шлифовальнику, можно добавлять в суспензию немного моющего средства типа стирального порошка или шампуня по 3—4 капли на 100 мл воды.

Иногда при высыхании абразива шлифовальник присасывается к зеркалу, и поводок может выскочить из гнезда в планшайбе и повредить зеркало. Р. Кокс предложил делать планшайбу формы, которая показана на рис. 28, ж. Как видно, если сейчас поводок выскочит, он останется на планшайбе.

Если зеркало присосалось к шлифовальнику, не нужно пытаться разъединить их силой, например, забивая клин между ними. Это приведет только к тому, что зеркало расколется. Обычно поступают так: зеркало вместе со шлифовальником погружают в теплую (50—60 °С) воду на 10-15 минут. После этого зеркало ставят под струю холодной воды. Температурные деформации слегка исказят форму зеркала. Этого достаточно, чтобы оно отделилось. В то же время такая разность температур не страшна, так как при ней зеркало не может лопнуть.

 

Предыдущий параграф

Глава вторая

Следующий параграф

Hosted by uCoz