На главную страницу

Мифы и космос

Первые систематизированные представления о космосе дошли до нас в форме мифов. Почему?

Перед человеком, который только-только научился мыслить, открылся мир, полный опасностей, загадок, неопределенностей. Возникшая у человека острая потребность в познании этого мира породила мифотворчество - миф можно было поставить между собой и пугающим хаосом окружающей действительности. Чтоби избавиться от неопределенности, человек дал миру мифическое объяснение - это избавило его от бремени непонимания, наполнило конкретным содержанием мир 3 - мир идей, придало действиям человека осмысленную целенаправленность.

Миф служил опорой магии, с помощью которой человек пытался подчинить и поставить себе на службу силы природы, которые часто были ему враждебны. Поэтому миф радикальным образом отличается от сказки: человек принимает его за правду, каким бы неправдоподобным он ни казался.

Был ли у древнего человека иной выбор? Возникновение мифов относится к эпохе первобытнообщинного строя - архаической общественной формации, которая охватывает время от зарождения социальных отношений до появления классового общества. В этих условиях - миф оказался единственно доступным для человека способом мышления вне рамок его общинно-родовых отношений. Миф не заменял древнему человеку знаний, он лишь замещал многочисленные пробелы, которые в них имелись.

По мере развития древнего социума и перехода к классовому обществу на передний план стала постепенно выходить вторая функция мифа - обслуживание социальных потребностей человека. Миф стал превращаться в культ. В итоге начало складываться понимание мифа как абстрактно обобщенного образа.

Основную часть древней мифологии составляют природные мифы, отличительный признак которых - вера в одушевленность всей природы, олицетворение природных сил и явлений (первобытный анимизм от латинского "анимус" - дух). Характерна в этом отношении астральная мифология. Соответствующие легенды и предания хранит историческая память всех народов без исключения. Мы до сих пор используем названия планет и созвездий, которые они получили на основе природных мифов еще в Древней Греции.

Другая характерная черта наиболее древней картины мира - опора на эзотерические, тайные знания, магия. Ключ к пониманию магии лежит в представлении о том, что между вещами в мыслях и в реальности существуют невидимые связи, используя которые можно либо предугадывать ход событий в реальном мире, либо влиять на них. Именно в этом состоят корни астрологии, а также колдовства и магии. Одно из основных положений астрологии сводится к предположению о том, что небесные тела наделены душой или разумом.

Мифологическое видение мира - это антропологизм, предположение, что все наблюдаемые в природе явления и объекты - Солнце, звезды, деревья, реки, ветерэто одушевленные существа, которые живут наподобие людей и точно так же проходят периоды рождения, роста, упадка и т. д. Размышляя на эту тему, авторы древних мифов приходили иногда к весьма глубоким наблюдениям. Приведем в качестве примера космогонический гимн из 10-й книги древнеиндийского эпоса "Ригведы" (XV-V вв. до н. э.):

Тогда не было ни сущего, ни не сущего;
Не было ни воздушного пространства, ни иеба над ним.
...Без дуновения само собой дышало Единое И ничего, кроме него, не было.
Вначале тьма была покрыта тьмою.
Все это было неразличимо, текуче.
От великого тапаса (животворящее тепло. – Авт.) зародилось Единое,
Покрытое пустотою.

Этот отрывок интересен тем, что в нем четко прослеживаются ростки стихийно-материалистического мировоззрения. Пример идеалистического подхода к проблемам космогонии - библейская "Книга бытия", созданная примерно в то же время.

В своих художнических озарениях неведомые творцы мифов нередко поднимались до натурфилософских обобщений большой силы и глубины. Эта особенность мифов привела к тому, что современная наука - прежде всего физика - в ряде случаев начала обращаться к сокровищнице образов и идей, накопленных еще на заре истории культуры.

Возникает вопрос: почему восприятие мира первобытнообщинным человеком носит преимущественно мифологический характер? Дело в том, что для него миф - единственно доступный способ мышления вне его общиннородовых отношений. Понимание мифа как абстрактно обобщенного образа возникло в значительно более поздние эпохи. Человек времен первобытнообщинного строя всю окружающую действительность переводил на мифологический язык.

Таковы основные черты первоначального восприятия космоса на уровне мифологии.

Читать далее: Античная картина мира


Назад Вверх

 

Hosted by uCoz